НОВОСТИ

Фото с сайта www.news-medical.net

 

По оценкам Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), туберкулез является второй по значимости причиной смерти от какого-либо одного инфекционного агента, уступая лишь ВИЧ/СПИДу.

В России туберкулёзом ежегодно заболевают около 117 – 120 тысяч человек, что примерно в девять раз выше соответствующих показателей в большинстве стран Европейского союза. РФ занимает третье место в мире по данной патологии после Индии и Китая, что делает проблему крайне актуальной.

Согласно докладу ВОЗ «О глобальной борьбе с туберкулезом» (2013), доля туберкулеза с множественной лекарственной устойчивостью среди новых случаев заболевания, выявленных в России, составляет в среднем 23,1%, а распространенность среди тех, кто ранее получал лечение, достигает 49%.

Появление Mycobacterium tuberculosis c множественной лекарственной устойчивостью является одной из основных причин нынешнего эпидемиологического неблагополучия по туберкулезу во многих странах мира.

В соответствии с критериями ВОЗ выделяют:

―      Монорезистеные МТБ - наличие устойчивости к одному противотуберкулезному препарату (ПТП);

―      Полирезистенные МБТ – наличие устойчивости к 2 и более ПТП, в число которых не входит изониазид и/или рифампицин;

―      Мультирезистетные МБТ – наличие устойчивости к 2 и более ПТП, в том числе к изониазиду и рифампицину.

Лечение лекарственно-устойчивого туберкулеза может длится около двух лет, при этом полное выздоровление наступает только у 50—80% больных. Многие препараты второго ряда противотуберкулезной терапии, применяемые при лечении этих пациентов, дороги и могут вызывать тяжелые побочные эффекты. Стоимость лечения больного с обычным туберкулезом составляет около €1000, в то время как с лекарственно-устойчивым - до €50 000.

Увеличивается доля больных туберкулезом, обусловленным микобактериями с так называемой широкой лекарственной устойчивостью — против него бессильны и препараты второго ряда. Туберкулез с широкой лекарственной устойчивостью фактически возвращает нас в доантибактериальную эру — время, когда антибиотиков вообще не было.

Именно широкая, или множественная лекарственная устойчивость возбудителя туберкулеза имеет эпидемиологическое и клиническое значение в современных условиях. Данная категория больных характеризуется большой распространенностью процесса, прогрессирующим течением заболевания, иммунодефицитом и отсутствием эффекта от проводимой стандартной химиотерапии. Показатель клинического излечения больных с множественной лекарственной устойчивостью в три раза ниже, чем больных без нее. Лекарственно-устойчивые микобактерии выявляются в 60-70% случаев деструктивного туберкулеза легких и у 35-40% больных с прогрессирующим течением болезни. Все это ограничивает возможности в борьбе с инфекцией. Установлено также, что лекарственно-устойчивые микобактерии имеют в 1,3 раза большую вирулентность, чем лекарственно-чувствительные бактерии. Эпидемиологическое значение больных с лекарственной устойчивостью и, особенно - с множественной, заключается, прежде всего, в том, что они представляют собой наиболее опасный источник инфекции, в значительной мере определяя уровень инвалидности и смертности от туберкулеза.

В связи со сложившейся ситуацией, все большее значение приобретает поиск новых путей лечения туберкулеза, в частности - включение в схемы терапии антибиотических адъювантов, усиливающих действие ПТП и, как следствие - существенно увеличивающих результативность терапии, особенно в случае уже имеющейся множественной устойчивостью микобактерий, как за счет регуляции внутренних защитные систем больного, так и вследствие увеличения восприимчивости возбудителя к химиопрепаратам. Использование антибиотических адъювантов – мировой тренд, новая стратегия, которая может лечь в основу преодоления лекарственной устойчивости микобактерий. Рациональность их использования подчеркивается многими экспертными организациями, в том числе в ежегодном докладе Европейского центра по профилактике и контролю заболеваний (ECDC) о положении с резистентностью к антимикробным препаратам в регионе (EARS-Net).

Глутоксим является единственным зарегистрированным представителем класса регуляторов внутренних защитных систем организма (innate defense regulators, IDR). Препараты данной группы, согласно их фармакологической активности, относятся к антибиотическим адъювантам. Основными фармакологическими эффектами препарата Глутоксим являются потенцирование эффекта антимикробной терапии, в том числе повышение доступности мишени (микроорганизма – возбудителя заболевания) к действию лекарственных препаратов и преодоление лекарственной устойчивости микроорганизмов.

Глутоксим восстанавливает физиологически адекватную секрецию макрофагами эндогенных антибиотиков ­ катионных антимикробных пептидов (КАП) дефенсинов и каталецидинов. КАП эффективны против широкого спектра бактерий, грибов и вирусов, включая микобактерии туберкулеза. Антимикробное действие КАП реализуется за счет нарушения структуры и функций цитоплазматической мембраны микроорганизмов (в том числе МБТ), что, в свою очередь, ведет к гибели возбудителей инфекций. Антибактериальная активность препарата Глутоксим проявляется при его введении in vivo, требует для своей реализации наличия способного к мобилизации пула эндогенных КАП. Применительно к действию препарата Глутоксим, антимикробные пептиды выступают эффекторными молекулами, предопределяя опосредованный антибактериальный эффект препарата.

 Действие препарата Глутоксим дополняется эффектом преодоления лекарственной устойчивости Mycobacterium tuberculosis к изониазиду. Глутоксим инициирует реакцию трансформации изониазида (пролекарства) в фармакологически активную форму – изоникотиновую кислоту, обладающую бактериостатическим действием в отношении возбудителя туберкулёза, что позволяет преодолеть лекарственную резистентность возбудителя, обусловленную негативной трансформацией генов katG (ген каталазы-пероксидазы) и inhA (ген енол-АПБ-редуктазы). Действие Глутоксима сопровождается увеличением продукции пероксинитрита и нитозоглутатиона, - соединений, обладающих бактерицидным действием. Таким образом, Глутоксим расширяет профиль антибактериальной активности изониазида, дополняя бактериостатическую активность бактерицидным действием.

Показано также, что Глутоксим ограничивает возможности внутриклеточного паразитирования Mycobacterium tuberculosis - механизма, обеспечивающего возбудителю иммунологическую и лекарственную резистентность. Препарат стимулирует экзоцитоз (выведение) везикул из макрофагов с внутриклеточно паразитирующими микроорганизмами, обеспечивая их удаление из фармакологического убежища и делая доступными для действия антибактериальных препаратов, включая изониазид, рифампицин, рифабутин, циклосерин, капреомицин, левофлоксацин. Фармакологический эффект препарата Глутоксим применительно к антибактериальной активности перечисленных антибиотиков является в данном случае потенцирующим, так как повышает доступность мишени (микроорганизмов) к действию лекарства.

Антимикобактериальное действие препарата Глутоксим сочетается с инициацией комплекса защитных реакций в макроорганизме, в частности, усилением экспрессии ферментов II фазы детоксикации ксенобиотиков, гемостимулирующим и гепатопротекторными эффектами, ускорением репаративных процессов, то есть реакциями, наиболее уязвимыми при ПТХ.

Таким образом, в терапии туберкулеза, независимо от выбранного режима, Глутоксим как антибиотический адьювант, не имеющий аналогов, способен обеспечить собственную антимикобактериальную защиту и потенцирование эффекта средств химиотерапии, иммуно- и гемостимулирующий, токсикомодифицирующий, гепатопротекторный эффекты, увеличение активности процессов репаративной регенерации.