Новости

За последние 100 лет по уровню заболеваемости (в когорте неинфекционной патологии) и смертности злокачественные новообразования переместились с десятого места на второе, уступая лишь болезням сердечно-сосудистой системы. По прогнозам ВОЗ1, к 2020 году онкологическая заболеваемость выйдет на первое место, а по данным Американской ассоциации госпиталей2, — это произойдет уже к 2017 году.

Согласно данным ВОЗ, в 2012 году было зарегистрировано 14 млн новых случаев злокачественных новообразований а к 2032 году этот показатель увеличится до 22 млн человек. За этот же период смертность от рака вырастет с 8,2 млн до 13 млн в год3.  

International Agency for Research on Cancer (IARC)4 прогнозирует, что к 2025 году с учетом старения населения Земли, онкологические заболевания ежегодно будут выявляться у 19,3 млн человек5.  В настоящее время наиболее часто диагностируются рак легких (1,8 млн. случаев), рак молочной железы (1,7 млн. случаев) и колоректальный рак (1,4 млн случаев).

В России в 2013 году общее количество онкологических больных составило 3 098 855 человек, т. е. 2,2% населения страны. Заболеваемость в 2013 году составила 374,2 на 100 тыс. человек. Впервые онкологические заболевания были выявлены у 535 887 человек, прирост показателя по сравнению с 2012 годом составил 1,9%.

Таким образом, за последние 10 лет число больных, страдающих онкологическими заболеваниями, в стране увеличилось на 25,5% и, если не пытаться воздействовать на ситуацию, через 10 лет больных станет больше еще на 15–25%. Кроме того, онкологическая патология в 60% случаев диагностируется в III–IV стадиях. А ежегодный экономический ущерб от онкологических заболеваний составляет более 90 млрд рублей6.

Основной целью медицинской помощи онкологическим больным является продление их жизни, однако при выборе лечебной тактики должен учитываться и такой аспект функционального состояния больных, как качество жизни. Согласно позиции Американского общества клинической онкологии (ASCO) и Национального института рака (NCI)7, качество жизни является вторым по значимости критерием оценки результатов противоопухолевой терапии8 после выживаемости и является более важным, чем первичный опухолевый ответ.

Проблемной стороной применения химиопрепаратов и лучевой терапии считается потенцирование не только противоопухолевого, но и токсических эффектов лечения. Противоопухолевые препараты обладают гематологической токсичностью (угнетение системы кроветворения) и гепатотоксичностью (повреждение функций печени). Токсическое воздействие противораковой терапии на костный мозг приводит к подавлению его кроветворной функции и уменьшению количества клеточных элементов крови, в частности, к нейтропении, наиболее тяжелой и опасной формой которой является фебрильная нейтропения - состояние, характеризующееся снижением абсолютного числа нейтрофилов менее 0,5х109/л и повышением температуры тела выше 38°С. Преодоление нейтропении в ряде случаев требует увеличения интервалов между курсами терапии, вследствие чего снижается эффективность противоопухолевого лечения. Противоопухолевая терапия может сопровождаться достаточно выраженными местными побочными реакциями, например, тяжелыми эпителиитами и мукозитами с нарушением адекватного питания. Следует учитывать и возможное системное действие препаратов на функцию жизненно важных органов, а также синдром лизиса опухоли. Таким образом, все перечисленные факторы оказывают существенное негативное влияние на качество жизни онкологических пациентов. Умеренное улучшение показателей выживаемости, а также целый ряд ранних и поздних побочных эффектов не позволяют назвать оптимальными существующие схемы химиолучевого воздействия.  Вместе с тем, результаты основной терапии могут быть улучшены лекарственными средствами, которые:

—      относительно избирательно воздействуют на свойства опухолевых клеток (таргетная терапия);

—      увеличивают переносимость токсичности химио- и лучевого воздействия и/или повышают устойчивость нормальных клеток;

—      восстанавливают кроветворение;

—      подавляют лекарственную устойчивость.  

Препаратом выбора в решении этих проблем противоопухолевой терапии является Глутоксим® - единственный зарегистрированный представитель класса регуляторов внутренних защитных систем организма (innate defense regulators, IDR)9

В клинических исследованиях показано, что Глутоксим уменьшает степень выраженности проявлений угнетения кроветворения при проведении химио-, лучевой и химиолучевой терапии – препарат восстанавливает угнетенную химиотерапией и раковой интоксикацией чувствительность рецепторов стволовых клеток к эндогенным и экзогенным колониестимулирующим факторам (КСФ) и эритропоэтинам. Благодаря этому происходит восстановление лейкоцитарного, тромбоцитарного и эритроцитарного ростков кроветворения. Глубокая токсичность смещается в область умеренной: уменьшается частота развития глубокой нейтропении, а также тромбоцитопении. Ускоряется коррекция цитопении. Повышается эффективность препаратов КСФ и эритропоэтинов. В ряде случаев Глутоксим позволяет избежать их применения. Уменьшается частота опасных для жизни инфекционных осложнений, развивающихся у больных с нейтропенией.

Глутоксим® повышает способность нормальных клеток организма (кроветворных органов, клеток печени, эпителия кожи и слизистых) адаптироваться к стрессорным воздействиям различной природы (лучевой терапии, токсическому влиянию средств химиотерапии). Действие препарата способствует эффективной регенерации и восстановлению целостности эпителия кожи и слизистых при лучевом воздействии, проведении химиолучевой терапии. На примере клеток эпителия слизистых доказана способность препарата увеличивать их выживаемость и репаративную активность при лучевом воздействии. Глутоксим инициирует комплекс молекулярных защитных и репаративных реакций посредством активации и трансактивации рецепторных тирозинкиназ, сигнал-передающих белков системы редокс-контроля клеточных функций.

Глутоксим® восстанавливает детоксикационную активность клеток печени, повышает устойчивость гепатоцитов в условиях токсического воздействия. В основе гепатопротекторного и детоксикационного эффектов Глутоксима лежит продемонстрированное усиление экспрессии ферментов II фазы детоксикации ксенобиотиков (глутатионредуктазы, глутатионпероксидазы, глутатион-S-трансферазы и др.), – факторов, обеспечивающих защиту клеточных структур от токсического действия радикалов.  Как известно, цитостатик при введении в первый или первые дни курса химиотерапии действует кратковременно; продукты же, образующиеся при гибели раковых (и здоровых) клеток, включая недоокисленные продукты распада, продолжают оказывать токсическое воздействие на организм (на кроветворную ткань, клетки печени, эпителий и др.). Ускорение переработки, утилизации продуктов распада ферментами II фазы детоксикации в печени способствует смещению проявлений токсичности химиотерапии из глубокой в область умеренной.

Глутоксим® восстанавливает угнетенную химиотерапией и раковой интоксикацией чувствительность рецепторов к циркулирующим в крови цитокинам (ФНО, ИЛ1 и другим). Полноценное взаимодействие циркулирующих цитокинов с рецепторами – необходимое условие для их выведения из кровотока.  В свою очередь, ликвидация избыточного уровня провоспалительных цитокинов в крови устраняет связанное с этим плохое самочувствие, таким образом, Глутоксим способствует улучшению или сохранению качества жизни больных, получающих химиолучевую терапию, обеспечивает возможность проведения всех требуемых курсов.

Глутоксим® способствует увеличению частоты полной (в том числе морфологической) ремиссии и безрецидивной выживаемости. Известно, что минимальная остаточная опухолевая нагрузка10 после неоадьювантной терапии приводит к лучшей безрецидивной выживаемости больных раком молочной железы. Достижение полной морфологической ремиссии11 опухоли при проведении неоадьювантной терапии наиболее достоверно коррелирует с ростом общей выживаемости. У больных раком молочной железы II – III стадии присоединение к неоадьювантной терапии препарата Глутоксим® привело к удвоению достигавшейся ранее частоты полной морфологической ремиссии12. В другом исследовании13 было установлено, что включение препарата Глутоксим® (NOV-002) в схему химиотерапии показало клиническую целесообразность (полная ремиссия + частичная ремиссия + стабилизация) у 60% пациентов. Было выявлено, что медиана безрецидивной выживаемости у пациентов, получавших химиотерапию на фоне Глутоксима, составила 15,4 недель, что почти в два раза больше в сравнении с данными исторического контроля (8 недель) у пациентов с таким же по интенсивности лечением.  

В исследовании НИИ экспериментальной медицины РАМН14 показано, что Глутоксим® увеличивает секрецию и активность неспецифических факторов иммунитета - естественных защитных пептидов (дефенсинов и кателецидинов). Тем самым повышается собственный противоопухолевый ответ организма, происходит потенцирование эффекта противоопухолевых средств. В фундаментальном исследовании15, проведенном в НИИ онкологии РОНЦ им. Н.Н. Блохина показано, что препарат ингибирует выброс цитостатиков из опухолевой клетки, подавляя функциональную активность мембранного транспортного белка Р-гликопротеина, и, тем самым, потенцирует действие цитостатика за счет увеличения его концентрации в опухолевой клетке.

Таким образом, применение препарата Глутоксим® в комплексе противоопухолевой терапии позволяет:

―  провести все курсы химио-, лучевой- или химиолучевой терапии

—      в запланированные сроки

—      без отсрочек по причине гематологической (и других видов) токсичности и инфекционных осложнений

—      без отказов от терапии по причине плохой переносимости

—      в полном объёме

―  при стационарной химиотерапии – соблюсти плановые сроки госпитализации

―  провести полный требуемый курс лучевой терапии без выраженных проявлений радиоэпителиитов и мукозитов

―  улучшить результаты химиолучевой терапии, при ряде нозологий – увеличить частоту полной (в т.ч. морфологической) ремиссии.